Роль правовой информации в познании права
Повышение правовой культуры в значительной мере связано с созданием качественной системы правового обслуживания, в том числе правового информирования населения.
Правовая информированность общества – важная предпосылка эффективности государственного управления, развитие демократии, совершенствования законодательства, социально-правовой активности граждан, повышение уровня их правосознания и правовой культуры, укрепления законности и правопорядка. Состояние правовой информированности обуславливается прежде всего объективной потребностью общества в правовой информации, необходимой для правового регулирования общественных отношений.
Правовой информированности общества как социальному явлению могут быть даны различные определения в зависимости от целей и аспектов научного исследования. С учетом задач социального управления правовую информированность можно рассматривать, как специфическое состояние общественного сознания, возникающее в процессе государственного управления обществом и выражающее уровень знания гражданами и непосредственно связанных с ним явлений.
Современными учеными-юристами выработан ряд определений правовой информации в широком и узком планах. Вместе с тем в складывающемся в юридической науке понимании правовой информации большое значение приобретают не столько существующие определения, сколько реальные направления в исследовании правовой информации, поставленные в них практические цели. Первое из них, с которым связано введение в научный оборот термина «правовая информация», направленно на исследование, практическое решение проблем автоматизации информационной службы в области права, правовой информации. В данном случае речь идет о той справочной, осведомительной информации, которая дает сведения о нормативных актах, источниках их опубликования, охватывает данные о судебной практике. Для другого направления характерен информационный подход к исследованию самого права, изучение его информационного содержания. В этом плане можно говорить непосредственно о нормативно-правовой информации, содержащей сведения о принципах, нормах права, о правовой информации в широком смысле, включающей в себя другие сведения о правовой жизни общества. Информационный подход к исследованию права позволяет более глубоко и всесторонне исследовать механизм социального действия права, его взаимосвязь с законодательством, правосознанием, правомерным поведением. При исследовании содержания права с позиций теории информации социальная значимость правовой информированности общества становится особенно очевидной, поскольку между ними устанавливается прямая непосредственная связь. С учетом сказанного правовая информация может быть определена как один из видов социальной информации, отражающий специфическую группу общественных отношений — правовых и представляющая собой совокупность сведений о праве, а также других данных, непосредственно связанных с механизмом его социального действия.
Правовая информированность неразрывно связана с усвоением правовой информации, что, в свою очередь, способствует упорядоченности, приведению в систему правовых знаний членов общества, правильному осознанию правовой действительности. Сказанное позволяет определить сущность правовой информированности индивида или общества в целом как уровень знаний права, достигнутый в результате воздействия на сознание правовой информации. Но нельзя забывать, что без глубокого знания права невозможна правильная оценка правовых явлений, формирование установок, ориентаций в поведении личности. Поэтому сущность правовой информированности конкретизируется в ее содержании – знании, заключенном в сведениях о праве, данных, непосредственно связанных с механизмом его социального действия.
В процессе изучения правовой информированности общества важно установить, в каких сферах человеческой деятельности используется правовая информация, насколько она достаточна и качественна [1, С.39].
Какая именно правовая информация необходима ее получателю, что нужно знать гражданину о праве и законности?
Для ответа на этот вопрос следует принимать во внимание, по-нашему мнению, следующие моменты:
Во-первых, знание права теснейшим образом связано с правосубъектностью гражданина, то есть способностью физического лица иметь и приобретать права и обязанности. Очевидно, что каждый гражданин для реального осуществления субъективных правомочий нуждается в знании своих прав и обязанностей, выраженных и закрепленных в соответствующих правовых нормах. Таким образом, можно считать, что существует некий общеобязательный уровень знания права, который необходим любому гражданину независимо от его социального статуса.
Во-вторых, потребность в знании права, а следовательно, и в правовой информации различается в зависимости от возрастных, профессиональных и иных социально-демографических особенностей личности.
В-третьих, само право, будучи явлением динамическим, постоянно совершенствуется, дополняется новыми нормативными предписаниями в соответствии с потребностями развития и совершенствования регулируемых ими общественных отношений. Таким образом, уровень знания права должен постоянно соответствовать современному состоянию действующего законодательства. И наоборот, действующее законодательство должно соответствовать изменениям в правосознании граждан [2].
Вышеизложенное выдвигает перед правовой пропагандой необходимость осуществлять свою информационную функцию прежде всего избирательно, дифференцируя потребителей правовой информации в зависимости от их социально-демографических и профессиональных особенностей и соответственно планировать и направлять информационные потоки. Кроме того, непременным условием успешного функционирования правовой информации, является учет их реального уровня знания права и возможностей его повышения. И, наконец, особенности содержания правовой информации, ее динамизм делают необходимым неоднократное обращение к одним и тем же потребителям, систематическое обновление информации.
За последние годы факт увеличения объема правовой информации очевиден. Этот процесс является объективным и определяется реалиями современного мира, так как растет объем общения между людьми внутри отдельных государств и за их пределами. Увеличивается количество юридически значимых поступков индивидов, требующих правового оформления. Международное сотрудничество развивается по всем направлениям деятельности государств. Это находит выражение в многочисленных договорах, конвенциях и других правовых документах. Все активнее становится деятельность международных организаций, в результате которой также рождается информация правового характера. В юридической науке все более детализируются и конкретизируются знания о праве, что выражается в новых научных трудах, статьях, монографиях.
Спектр деятельности человека на нашей планете и за ее пределами увеличивается с каждым годом. С возникновением новых видов деятельности появляется необходимость в ее правовом урегулировании. За последнее десятилетие появились новые отрасли права. Кроме того, существующие отрасли права, по мере совершенствования знаний, все более детализируются, что ведет к увеличению объема правовой информации. Каждый новый кодекс имеет объем больше, чем предыдущий, и почти каждый новый закон обрастает огромным количеством подзаконных актов, по объему часто превосходящих сам закон. Если прибавить к этому научные работы, статьи и комментарии по проблемам правового характера, то есть вторичную волну правовой информации, то становится очевидным, что она все менее способна выполнять свою основную функцию – информировать.
Из-за увеличивающейся сложности правовой материи, наличия в праве разветвленного отраслевого законодательства, а так же огромного количества незаконных актов, поток которых стремительно растет, возникают существенные трудности в обеспечении людей правовой информацией, по крайней мере в том, что касается доведения конкретных норм до членов общества.
На современном этапе возможности правовой информации значительно возросли из-за разветвленности каналов массовой коммуникации, внедрения в информационный процесс автоматизированных поисковых систем, вмещающих в блок памяти почти неограниченное количество нормативных материалов. Но как раз в этом-то и заключается истинный парадокс: с одной стороны, граждане страдают от отсутствия необходимой им информации, а с другой стороны – от избытка информации, что создает трудности в ее использовании в каждом конкретном случае, когда под слоями новой информации теряются базовые, первичные знания, генерализированные и закрепленные в человеческой памяти.
Растет количество правовой информации, ее сложность, но уменьшается время на ее осознание. Это может привести к снижению качества правосознания, потому что уровень знания закона является важнейшей составляющей его применения. Мы разделяем мнение В.П.Казимирчука и В.Н.Кудрявцева, которые считают, что правовая информированность гражданина и правосознание – тесно взаимосвязанные категории [3, С.125]. Достаточно указать на то, что правовые знания составляют ядро правосознания, его когнитивную составляющую, ибо способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, – это знание.
Вместе с тем сознательная деятельность личности в правовой сфере предполагает в качестве основы не только знания, но и понимание тех требований, которые государство предъявляет гражданину. Правила поведения, закрепленные в нормах права, непременно должны быть известны гражданину, понятны и осознаны им – это одно из условий формирования действенного отношения человека к реализации им своих прав и выполнению своих обязанностей.
Влияние отечественных и зарубежных средств массовой информации на процесс социализации и становления правосознания граждан нашей страны велико. Согласно данным опроса, проводимого общественным объединением «Street Law – Казахстан» источники, из которых респонденты черпают информацию о действующем законодательстве, расположились (в %) в следующем порядке:
5.Родители, родственники – 1,8;
6.Радиопередачи – 1 [4, С.11].
Приведенные данные дают основание полагать, что в настоящее время источником правовой информации все больше становятся СМИ, выступая основными социальными институтами, формирующими правосознание у школьников. Это обстоятельство повышает требования к четкости, правдивости и своевременности передаваемой СМИ правовой информации. Наблюдения показывают, что многие современные отечественные СМИ слабо осознают свою роль в правовой социализации населения, не имеют обоснованной информационной концепции в подаче правового материала и освещения деятельности правоохранительных органов. Более того, часто слушатели и читатели получают предвзятую информацию о состоянии правопорядка или сведения, которые оказывают негативные воздействия на поведение граждан. Отсутствие информационной концепции в сфере правовой пропаганды ведет к бессистемному подбору материалов и программ. Анализ имеющихся программ показывает, что они носят репортерский, комментаторский характер, акцентируя внимание зрителя на конкретных происшествиях и преступлениях. Причем часто крупным планом показывают жертв преступлений с их травмами и ранами, трупы и т.д. У зрителей создается впечатление разгула преступности и слабости органов правопорядка. При этом отсутствует грамотное юридическое объяснение происходящих событий, и зрители видят только ужасные телевизионные «картинки». Конечно, есть и позитивные моменты в работе СМИ, связанные с правовой пропагандой. Между тем, для успехов в формировании и совершенствовании правосознания людей необходимо понимать и учитывать структуру правовой психологии как особого социально-психологического образования, одним из элементов которого является правовая осведомленность. Это знание членами общества законов и иных правовых установлений, как действующих, так и новых, принимаемых субъектами правотворчества, а также умение ориентироваться в них при принятии решений по вопросам собственной жизни и деятельности. Этот компонент не может быть сформирован раз и навсегда. Он может быть на должном уровне развития, если нужная людям информация постоянно доводится до них, если это делается в соответствии с требованиями времени и потребностями граждан, если поступление этой информации и комментарий к ней ведутся компетентными людьми и характеризуются достоверностью. Формирование и поддержание этого компонента у казахстанских граждан серьезно осложнены. Раньше, когда все СМИ были государственными, практически все они публиковали новые нормативные документы и комментировали их. Ныне эта практика резко ослаблена. Информация ко многим слоям и группам граждан поступает из слухов, работающих по принципу «испорченного телефона». Трудности повседневной жизни и деятельности граждан определяют особую подверженность их психологии слухам, что приводит к искажениям даже значимой и нужной им правовой информации.
На основании вышеизложенного, нами предлагается на телевидении, являющимся одним из самых доступных источников информации, обязательное транслирование еженедельной и выходящей в удобное для населения время, передачи о новостях в праве. Данная передача позволила бы подробно анализировать все процессы, происходящие в правовой жизни общества. Ученые-юристы, практики, государственные деятели объясняли бы в доступной форме о принятых законах, изменениях и дополнениях, вносимых в них, порядок обращения граждан при нарушении их прав и т.д.
Таким образом, правовая культура – во многом результат правового воспитания, целенаправленной работы по достижению запрограммированных изменений в индивидуальном и коллективном правосознании и поведении.
Список использованных источников:
1. Соколов Н.П. Правовая информированность общества: сущность и содержание // Советское государство и право. 1981. №11. С. 37-44.
3. Казимирчук В.Н., Кудрявцев В.Н. Современная социология права. М.: Юридическая литература, 1995.
4. Айтимбет И.А., Мухтарова А.К. Проблемы формирования правосознания у школьников в период перехода от тоталитаризма к правовому государству: Результаты социологического исследования 2000 года. Алматы: Юнчи, 2001.
к содержанию ↑Роль правовой информированности в формировании правовой культуры общества и личности, страница 3
Изучая роль правовой информации в современном мире, нельзя не обратить внимание на вопрос о соотношении понятий «информация» и «знание» применительно к праву. Следует заметить, эти дефиниции не тождественны. Правовые знания — это информация о различных сторонах правовой системы общества.
Правовые знания предполагают осознание необходимости права; понимание основных правовых требований, оценку действий субъектов права с точки зрения их правомерности и противоправности; наличие представлений о закономерностях развития права. Правовые знания являются ядром правового сознания, поскольку без них невозможно выбрать верный, с точки зрения права, вариант поведения, особенно в конфликтных ситуациях. По мере повышения уровня правовой информированности граждан, происходит упорядоченность правовых знаний и увеличивается потребность в новой правовой информации. С од ной стороны, следует подчеркнуть, что правовая информация — обязательная предпосылка правовой информированности граждан, а с другой стороны это её результат.
Изучение данной проблемы сталкивается с необходимостью рассмотреть механизм и факторы правовой информированности. Согласно позиции Р. К. Русинова, для того, чтобы поведение личности было правомерным, не требуется знание нормативных предписаний, вполне достаточно, чтобы человек был знаком с правовыми принципами, общими требованиями для руководства ими в своих поступках. Подобную точку зрения защищает Ю. В. Кудрявцев, считая, что «знания нормативных положений не являются гарантией от их нарушений. Главное заключается в другом, а именно в уровне отношения лица к норме, ценностям в обществе, которые охраняются и защищаются им». Заметим, что доминирование подобных концепций в некоторой степени принижает роль правового образования в обществе. Если надеяться только на то, что стихийные регуляторы поведения человека, реальные противоречия жизни, воздействующие на личность будут осознаны ею и приведут однозначно к позитивным переменам в поступках, сформируют правовую культуру, то целенаправ ленное воздействие правовой информации на субъекта становится ненужным. Здесь целесообразно обратиться к словам И. А. Ильина, который заметил, что «народ, не знающий законов страны, ведёт внеправовую жизнь или довольствуется самодеятельными зачатками права».
Курсовая работа: Информация в правовой системе
Название: Информация в правовой системе Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: курсовая работа Добавлен 01:09:50 04 октября 2009 Похожие работы Просмотров: 1070 Комментариев: 8 Оценило: 3 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать |
|||||||||
Рубрика | Государство и право |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 31.03.2015 |
Размер файла | 27,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
Национальный университет «Одесская юридическая академия»
Кафедра информационных технологий
с ознакомительной практики
на тему: «Правовая информация и ее классификации»
студент 1-го курсу
Гребенюк Дмитрий Олегович
к.п.н., доцент Логинова Н.И.
1. Понятие и сущность правовой информации
2. Официальная правовая информация
4. Подзаконные акты
5. Международные договоры
6. Внутригосударственные договоры
7. Формы правовых актов
8. Информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение
9. Неофициальная правовая информация
Список использованной информации
Правовая информация — сведения о фактах, событиях, предметах, лицах, явлениях, протекающих в правовой сфере жизни общества, содержащихся как в нормах права, так и в других источниках, и используемая при решении правовых задач.
Специфика правовой информации заключается в том, что независимо от своего содержания, она всегда обладает определенной социальной значимостью. Правовая информация регулирует отдельные стороны хозяйственной и социально-культурной деятельности общества, что и определяет ее особый, прагматичный характер. Среди правовых задач отметим задачи, решаемые при осуществлении правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.
Информация, находящаяся в тексте правового акта и содержащая правовые нормы называется нормативной. Законодательство — наиболее значимый вид правовой информации, основу которого составляют: нормативные правовые акты России и сопутствующие им документы — официальные разъяснения правовых актов, сопроводительные документы, распоряжения органов государственной власти и должностных лиц и некоторые другие, а также акты международного права, действующие на территории России. Иная правовая информация называется ненормативной.
Наиболее известны следующие виды ненормативной правовой информации:
— экономическая правовая информация — информация, определяющая или затрагивающая вопросы экономической деятельности и статуса субъектов в этой области. В частности, сюда входят консультационные материалы по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, банковской, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, необходимые формы финансовых документов, бланки для составления договоров, проводки, комментарии и консультации, материалы судебной практики, учредительные, организационные документы, типовые контракты и договоры, формы отчетности предприятий и др.
— криминологическая правовая информация — данные о типах и количестве правонарушений, количестве их пресечений. Эта информация может содержать также сведения о преступности, её причинах, об условиях, способствующих совершению преступлений, об отдельных видах преступности, выделяемых по содержательному (преступность насильственная, корыстная, экономическая, связанная с наркотиками и т. п.) или иному критерию (например, по социально-демографическим характеристикам субъектов преступлений: преступность женщин, несовершеннолетних, должностных лиц); о личности преступников, мерах предупреждения преступности, процессах и явлениях, с которыми связано существование преступности, разработке мер общесоциального и специального предупреждения преступности, путей устранения преступлений.
— криминалистическая правовая информация — информация, используемая при доказательстве факта преступления и идентификации лица или группы лиц, совершивших преступление. Криминалистическая характеристика преступления представляет собой совокупность таких данных о нем, которые способствуют раскрытию преступлений, имеют познавательно-поисковое значение. Она включает сведения об особенностях подготовки, совершения и сокрытия преступлений, используя которые можно более успешно, полно и быстро их раскрывать. Криминалистическая характеристика преступления складывается на основе изучения и научного обобщения криминальной практики, материалов о совершенных преступлениях и выражает типичные особенности различных видов (групп) преступлений, совершенных в определенный период времени в пределах данного региона или в стране в целом;
1. Понятие и сущность правовой информации
Правовая информация является разновидностью информации вообще, ее видовым понятием. Поэтому все признаки, характерные для понятия информации, присущи в равной степени и понятию правовой информации. В то же время правовая информация имеет специфические особенности, которые позволяют выделить ее в самостоятельное понятие.До 70-х годов термин «правовая информация» в юридической литературе не употреблялся. Авторы предпочитали, рассматривая информационные проблемы права, пользоваться предметной терминологией: «источники права», «правовые источники», «правовой материал», «правовые акты», «правовые документы» и т. п.
Появление кибернетических методов в исследовании правовой проблематики повлекло необходимость обобщения конкретных правовых терминов в информационном аспекте в единое понятие — правовой информации.
Комплексный характер функций права предопределяет и многообразие правовой информации, что затрудняет на практике ее отделение от политической, идеологической, экономической информации. Вот почему в юридической литературе нет единого определения понятия правовой информации.
Вместе с тем имеющиеся определения правовой информации принципиально не различаются с содержательной стороны этого понятия, в них выделяется главным образом тот аспект, который представляется тому или иному автору наиболее актуальным в рассмотрении соответствующей проблемы. Поэтому в одних определениях правовой информации не находится места существенным элементам этого понятия, в других — смещается акцент важности тех признаков, которые отличают правовую информацию от других видов научной информации.Наиболее верен комплексный подход к изучению понятия правовой информации. Во-первых, правовой информацией является информационно-смысловое содержание правовых норм. К ним следует отнести не только акты высших и местных органов власти и управления, ведомственные нормативные акты, но и судебную, арбитражную, нотариальную практику.
Если принять такое определение правовой информации, то имеется возможность отграничить ее от политической, экономической, идеологической и других видов научной информации.
Правовая информация имеет особенности в семантическом (смысловом) и прагматическом аспектах.
Содержанием правовой информации является не просто набор сведений о тех или иных общественных отношениях и их анализ. Информация становится правовой только тогда, когда она проходит через государственный механизм и находит свой метод регулирования, преобразуясь в форму закона, иного нормативного акта или правоприменительного документа. Отражая волю законодателя, правовая информация регулирует отдельные стороны хозяйственной и социально-культурной деятельности общества.
Степень реализации поставленных государством задач на основе исполнения правовых предписаний характеризует эффективность юридических норм, и в зависимости от ее состояния законодатель дополняет или изменяет содержание правовой информации.
Смысловое содержание правовой информации в известной степени формирует и ее прагматический аспект.
Общеобязательность правовых норм, их государственное значение предопределяют универсальную потребность в правовой информации, ценность ее для всего общества.
Комплексный подход к исследованию понятия правовой информации позволяет включить в него информацию, содержащуюся:
а) в правовых актах высших и местных органов власти и управления;
б) в ведомственных правовых актах, судебных, арбитражных и других правоприменительных документах;
в) в различного рода справочных материалах о юридических документах;
г) в статистических сведениях о праве;
д) в научно-правовых исследованиях, проведенных на основе анализа правовых актов;
е) в приказах и распоряжениях должностных лиц учреждении, предприятий и организации, актах нотариальных органов.
Элементы, составляющие понятие правовой информации, служат в свою очередь основанием для ее классификации.
Источники правовой информации подразделяются в научной литературе на официальные и неофициальные.
К официальным источникам правовой информации относятся акты высших органов государственной власти и управления, нормативные акты министерств и ведомств, нормативно-правовые решения местных органов власти, а также акты высших судебных и арбитражных органов. То есть правовая информация, исходящая от перечисленных органов, имеет статус официальной.
Под неофициальными источниками правовой информации следует рассматривать приказы и распоряжения руководителей учреждений, предприятий и организаций; судебные приговоры, решения и определения; арбитражные решения и определения, акты нотариальных органов; научно-правовые исследования и юридические доктрины.
Говоря обобщенно, к официальным источникам правовой информации относятся нормативные акты государственных органов, а также акты высших судебных и арбитражных органов. Все остальные правовые документы и самого различного характера научно-правовые исследования, доктрины, учения, рекомендации, программы, положения и т. п. следует отнести к неофициальным источникам.
Правовая информация подразделяется на документальную и недокументальную.
Правовым документом признается любой материальный объект, в котором фиксируются самого разнообразного свойства знания о праве, предназначенные для передачи во времени и пространстве и используемые в общественной практике.
К недокументальной информации относится та, которая либо материально не выражена (например, устные высказывания о праве, о связанных с ним процессах и явлениях), либо хотя и закреплена на материальном носителе, но не имеет общественного значения (например, личные записи правового характера, не имеющие общественного применения).
По форме документы в информатике классифицируют на: текстовые (книги, журналы, отдельные страницы и т. п.); графические (чертежи, схемы, планы и т. п.); аудиовизуальные (звукозаписи, кинопленки и т. п.).
Традиционным материальным выражением правового документа является бумажный носитель. Вместе с тем в условиях научно-технического прогресса, когда в процесс управления обществом все решительнее «вмешиваются» электронно-вычислительные машины и, в частности, автоматизированные системы управления всех уровней и автоматизированные информационно-правовые системы, появились новые формы носителей правовой информации. Правовая информация в управленческом процессе ЭВМ закрепляется, хранится, движется на различных магнитных носителях (дисках, дискетах, лентах и т. п.). Появились специфические виды бумажных носителей (перфокарты, распечатки и т. п.).
Правовая информация может закрепляться и храниться на пленках для последующего ее размножения на фотокопиях. Своеобразным носителем правовой информации является экран дисплея, поскольку он служит лишь средством изображения информации, находящейся в памяти ЭВМ.
Выделяют и фактографическую информацию. Ее представляют сведения о фактах. Иначе говоря, это — информационное отражение определенного факта без интерпретации или пояснения.
Фактографическая информация касается самых различных субъектов, объектов, явлений и весьма многообразна по форме и содержанию. К ней, например, относятся названия и наименования конкретных учреждений, организаций, предприятий, населенных пунктов, рек, морей, озер, станций, архитектурных сооружений, марок оборудования; номера объектов; их числовые характеристики.
Правовые документы делятся также на первичные и вторичные. Признаком классификации в данном случае является не форма закрепления информации, а источник ее возникновения.
Первичной признается правовая информация, содержащаяся в нормативно-правовых и правоприменительных актах. Информация не теряет первичного свойства, если она в физическом виде воспроизводится в порядке тиражирования, копирования, микрофильмирования и т. п. К первичной информации следует относить и результаты научной деятельности (скажем, труды, статьи).
Вторичная правовая информация является результатом апалитико-синтетической и логической переработки информационного содержания первичных документов.
Аналитико-синтетическая переработка документов направлена на их преобразование в соответствии с той или иной задачей информационной деятельности, например, библиографическое описание документов, их классифицирование, систематизация, аннотирование, реферирование, индексирование, перевод с языка на другой язык.
Всю информацию, циркулирующую в правовой системе, можно условно разделить на два больших класса.
Первый класс — это собственно правовая информация. К правовой информации относятся прежде всего правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, материалы их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, материалы изучения практики применения этих норм. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права. Второй класс — это разнообразная информация, которая является объектом правоотношений. К ней можно отнести, например, информацию, составляющую профессиональную, коммерческую, государственную и другие виды тайн, информацию, распространяемую средствами массовой информации, информацию, доступ к которой по законодательству не может быть ограничен, и т.д.
Исходя из сказанного выше, правовую информацию можно определить как массив нормативных правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно-технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности. Кроме того, правовую информацию в зависимости от того, от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально-правового характера и неофициальная правовая информация. Официальная правовая информация — это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.
Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию. Нормативная правовая информация составляет ядро всей правовой информации и представляет собой совокупность нормативных правовых актов. Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме право-творческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. К иной ненормативной официальной правовой информации можно отнести: акты общего характера; акты официального разъяснения; правоприменительные акты. Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но эти акты исчерпываются однократным исполнением Акты официального разъяснения действующих норм — это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. Правоприменительные акты — это индивидуально-правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, го-сударственными инспекциями и т.д. Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение, — это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений. Неофициальная правовая информация — это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечи-вающие эффективную реализацию правовых норм. правовой информация юридический закон
В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация». К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.
Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно — технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.
Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее «автором», то есть от кого она исходит, и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.
Официальная правовая информация — это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.
Информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение, — это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.
Неофициальная правовая информация — это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.
Рассмотрим названные группы более подробно.
2. Официальная правовая информация
Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.
Нормативная правовая информация
Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, — это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.
Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.
В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).
Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.
Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:
1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);
2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).
Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.
Норма права касается:
а) круга государственных органов, организаций, учреждений;
б) круга должностных лиц;
в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);
г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);
д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.
Юридическая сила нормативного правового акта — это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.
Характерная черта системы правовых актов — ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.
В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.
Законы РФ — нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.
Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ — правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Законы РФ принимаются в виде:
— законов РФ о поправках к Конституции РФ;
— федеральных конституционных законов;
— федеральных законов (в том числе кодексов).
Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.
К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.
Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.
Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.
Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.
Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.
Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.
5. Международные договоры
Международный договор — нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.
В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
6. Внутригосударственные договоры
Внутригосударственный договор — нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).
Иная официальная правовая информация
К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:
— ненормативные акты общего характера;
— акты официального разъяснения;
Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.
Акты официального разъяснения действующих норм — это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие — к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.
Правоприменительные акты — это индивидуально — правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).
7. Формы правовых актов
Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.
НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только «в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается».
Минюст РФ в «Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных Приказом от 04.05.2007 N 88, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания), не должны носить нормативный правовой характер.
8. Информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение
Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, — граждан, организаций.
Правовую информацию индивидуально — правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:
— жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.
Общие черты этих актов:
— носят индивидуально — правовой характер,
— направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.
Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия — устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.
9. Неофициальная правовая информация
Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:
— материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;
— материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);
— материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);
— образцы деловых бумаг;
— научные, научно — популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.
Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.
Список использованной информации
1. Береза ??А.М. Основы создания информационных систем / А.М. Береза. — М .: Финансы, 2001. -214 с.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Понятие «юридическое действие нормативных правовых актов» и его применение при оценке действия указанных актов в пространстве. Характеристика действия нормативных правовых актов во времени и по категориям лиц. Ответственность лиц, имеющих иммунитет.
курсовая работа [91,2 K], добавлен 24.04.2016
Развитие и становление Национального реестра правовых актов Республики Беларусь. Совершенствование нормотворческой деятельности и проблемы практики подготовки текстов нормативных правовых актов. Опыт работы Национального центра правовой информации.
реферат [46,1 K], добавлен 28.08.2012
Основные подходы к определению понятия «информация». Специфические свойства информации, ее формы выражения в сфере права, классификация, принятая для правового регулирования. Значение официальной правовой информации и индивидуально-правового характера.
курсовая работа [28,7 K], добавлен 11.10.2009
Понятие нормативно-правового акта, его особенности и отличие от других источников права. Основные виды нормативно-правовых актов. Анализ механизма реализации индивидуально-правовых актов. Общие черты нормативно-правовых и индивидуально-правовых актов.
курсовая работа [58,9 K], добавлен 01.03.2015
Понятие и признаки нормативно-правового акта как официального документа. Виды нормативных правовых актов. Особенности закона и его основные виды. Значение подзаконных актов. Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.
курсовая работа [78,4 K], добавлен 07.05.2014
Понятие и виды нормативных правовых актов. Достоинства и недостатки нормативных правовых актов. Пути повышения эффективности действия нормативных правовых актов. Нормативно-правовой — официальный документ государственного органа с правовыми нормами.
курсовая работа [77,6 K], добавлен 27.11.2008
Понятие и юридическое значение административно-правовых актов. Виды административно-правовых актов, процедура их принятия, действие и условия эффективности. Классификация актов по юридическим свойствам. Место актов в механизме правового регулирования.
курсовая работа [49,2 K], добавлен 01.05.2016
Основные признаки нормативного правового акта. Система нормативных правовых актов в Российской Федерации. Виды нормативно-правовых и подзаконных актов, особенности порядка их вступления в силу. Высшая юридическая сила закона. Характеристика видов законов.
презентация [2,4 M], добавлен 09.02.2014
Исследование понятия, признаков, классификации, подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и особенностей их государственной регистрации. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
курсовая работа [45,1 K], добавлен 08.05.2011
Понятие юридического действия нормативных правовых актов. Их действие во времени, в пространстве, по кругу лиц. Утрата нормативными актами юридической силы. Обратная сила закона. Уголовная и административная ответственность дипломатических представителей.
курсовая работа [70,0 K], добавлен 18.12.2014
Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.
»
Следующаяdetector